Памятка для предпринимателей
В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей имеют право:
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Здесь необходимо отметить, что в суд по делам о защите прав потребителей могут обратиться только те общественные объединения потребителей, которые имеют статус юридического лица.
Важно знать, что общественные объединения потребителей, имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.
Если к Вам пришли с проверкой представители общественных объединений по защите прав потребителей в первую очередь нужно:
установить личность проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта, удостоверения и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, а также обязательно сфотографировать представленные документы;
проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она статус юридического лица. Для этого Вам необходимо, воспользоваться электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, а также на сайте Федеральной налоговой службы, где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
нужно взять с представителей общественных организаций письменную расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
также нужно предупредить представителей общественных организаций о том, что Вами ведется аудио и видеозапись;
в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
не следует подписывать какие-либо документы, в том числе информацию о нарушениях прав потребителей знайте, что Вы не обязаны их подписывать и нигде в законе это не прописано;
не стоит предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей) положено показывать каждому потребителю (покупателю).
По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:
требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
проверку соблюдения санитарных правил и норм;
проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений МЧС России;
проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
требование об ознакомлении с учредительными и иными документами (финансовыми, бухгалтерскими) организации;
проведение контрольных закупок;
проверку наличия и порядка ведения журнала учета проверок, предусмотренного ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", субъектами которого общественные организации не являются.
Из приведенных разъяснений можно сделать вывод о том, что общественные организации вправе осуществлять все действия, которые вправе производить потребитель (покупатель), а именно проверять:
фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы;
информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах);
информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство;
цену в рублях и условия приобретения товаров;
гарантийный срок, если он установлен;
срок службы или срок годности товаров (работ);
адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
На основании ст.21Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
В случае нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности обращаться:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан. Адрес: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Даниялова - 1 «В», телефон: 51-52-40, 51-59-12, телефон горячей линии: 8-988-274-82-04, E–mail: mail@ombudsmanrd.ru.