Мусаев Гайирбег с 2008 работает заместителем главы администрации Новолакского района. Вот что он рассказал нашему корреспонденту, спустя 20 лет после памятных событий сентября 1999 года.
«Двадцать лет назад Дагестан пережил страшную трагедию. Покой и мир родного Новолакского района были нарушены известием о том, что до зубов вооруженные международные экстремистские бандформирования вторглись в Новолакский район с намерением ликвидировать законную власть, избранную Дагестанским народом, и включить нашу республику в мировой халифат. Мало кто представлял, что такое вероломное нападение могло бы стать реальностью.
Бандформирования имели достаточно современного стрелкового оружия, были хорошо структурированы, получали материальную и идеологическую помощь, поддержку из многих центров международного терроризма. В их составе в качестве командиров и руководителей лично участвовало немало наемников из ближневосточных государств. Достаточно сказать, что одним из лидеров был выходец из Пакистана, международный террорист Хаттаб, на совести которого немало крови мирных граждан, гибель представителей государственных силовых структур от взрывов и терактов.
Операция нападения на Новолакский район была названа «Имам Гамзатбек». Были захвачены населенные пункты с Новолакское, Чапаево, Ахар, Шушия, Дучи, Гамиях, Тухчар, т.е. из 10 сел, 7 были захвачены боевиками. В первые часы нападения не все было ясно: кто напал, с какими целями. Не хватало объективной, честной информации.
Первой точкой нападения боевиков была телевышка. На высоте 715,3 шли бои. По рации старший поста МурачуевХалидсообщил, что их окружают боевики. Силы были неравные, ребята отстреливались из того оружия, что у них было. В неравном бою наши ребята были убиты и ранены.
С первого дня нападения и все дни сотрудники Новолакского РОВД вместе со своим начальником оказались в центре военных событий. Моментально была объявлена полная мобилизация работников и все работники заняли оборону с того момента, как получили сообщения от дозорных, выставленных по периметру границ с Чечней, о продвижении боевиков вглубь района. Сотрудники районного отдела даже в самых безвыходных ситуациях не допускали паники, личным примером показывая решительность и волю к Победе. Решения приходилось принимать в какие-то доли секунды. И это было связано с волнением среди населения.
У бандитов четко работали снайперы, которых поддерживали автоматчики и гранатометчики. Наши ребята – молодцы, ни один не уклонился, ни один не спрятался, вели себя мужественно, отважно сражались, не впадали в панику. Приказы выполнялись четко, может и это спасло нам жизнь. Боевикивели прицельный огонь по Дому культуры, в котором расположились липецкие ОМОНовцы. Всеми силами наши ребята старались помочь осажденным. Бандиты по рации имитировали голоса русских ребят, от их имени просили помочь, провоцируя открытый бой. Но омоновцы держались героически. Каких только видов оружия не было у боевиков! Против пехоты использовались разрывные пули. Они были оснащены «мухами», патронами в неограниченном количестве. Рации у них были более совершенные, что все разговоры спокойно перехватывались.
После поступления приказа покинуть позицию, чтобы сохранить жизни бойцов, начальник РОВД Даххаев Муслим, участник героического сражения, длившегося почти сутки, начал выводить из окружения милиционеров и Липецкий ОМОН вместе с Гамзатовым Мамати. Сразу не стали выполнять этот приказ, потому что на посту в селе Чапаево остались милиционеры и солдаты с двумя БМП, а боевики уже просачивались туда.
До Чапаево 3 километра. Стали думать, как вытащить оттуда ребят. Было принято решение отправить гонца, чуть позже – второго для страховки, так как говорить по рации не могли, боясь перехвата. Даххаев дал приказ под огневым прикрытием ехать на полной скорости в пяти метрах друг от друга, не прекращая стрельбы. К утру удалось собрать всех в райотдел. В это время поступил второй приказ — покинуть позиции.
Перед выходом всех ребят предупредили, чтобы не было паники, чтобы держались друг за другом, помогали друг другу. Раненных выгрузили на БМП. Вперед пустили, отряд из 10 человек для разведки. В это время боевики подожгли скирды, вся местность была хорошо освещена, эта группа прошла беспрепятственно. Остальных членов отряда разбили на группы, а БМП пустили на полном ходу под прикрытием нашего огня в сторону Хасавюрта. Боевики не предполагали, что наши ребята так дерзко отважатся на прорыв, и это спасло их.
Другая группа направилась обходным путем в сторону Чечни и прошла 25 км по лесам через Казбековский район. К утру они подошли к Новокули. Там располагался штаб во главе с начальником штаба Амучи Амутиновым. Благодаря умным действиям командира Даххаева, весь состав остался жив. Твердость и спокойствие, мужество и профессионализм Муслима Даххаева предотвратили гибель не только личного состава, но и Липецкого ОМОНа,оказавшихся в смертельном кольце бандформирований.
Хочу отметить, что ополченцы, которые собрались в селе Новокули, всеми силами старались помочь, просили разрешения принять участия в бою за освобождение, но их не допустили, потому что на тот момент у наших было слабое оружие против современного, которым были оснащены бандиты.
На следующий день после начала войны, прибыли войска Северокавказского военного округа во главе с генералом Казанцевым. Штаб военного округа расположился в селе Новомехельта. Прибыла тяжелая техника, грады, гаубицы, танки и другая боевая техника.Там же развернули и военный госпиталь.
В Тухчаре тоже сражались дежурные блокпоста. Они вели бой до последнего патрона. Многих бандитов уложили, однако и сами понесли большие потери. Старший по постуДавдиев Ахмед, когда подошли бандиты и предложили коридор при условии сдачи русских солдат, дал команду стрелять по бандитам. Он уложил многих боевиков и сам лично погиб от вражеских пуль. Бандиты расстреляли его почти в упор. Дорогу в село Тухчар охраняли БМП и 13 солдат из бригады внутренних войск. Боевики уничтожили БМП огнем из гранатометов, после чего солдаты попытались укрыться в селе. Часть из них, переодевшись в гражданскую одежду, с помощью местных жителей,смогли уйти от боевиков, остальные были взяты в плен и казнены. Казнь снимали на видеопленку. На ней видно, как боевик пытается перерезать горло, лежащему на земле солдату, но затем отбрасывает нож, видимо, оказавшийся слишком тупым. Ему подают другой нож. Зарезав солдата, он вытер нож об его одежду. Точно так же боевики расправились с четырьмя другими военнослужащими. Одному удалось вырваться, и его застрелили. Жуткая картина казни носила устрашающий характер, боевики не скрывали, что они охотились на сотрудников РОВД, и особенно на прикомандированных русских солдат. Позднее жители Тухчара выпросили у боевиков тела убитых и отвезли их на грузовике на блокпост к милиционерам.
Между тем руководство республики во главе с Магомедали Магомедовым, с первых же дней агрессии приступило к организации решительного отпора бандформированиям. Одной из форм проявления народного патриотизма, особенно в первые дни вооруженного вторжения, стало создание отрядов вооруженного ополчения. Наряду с силовыми структурами, прежде всего, частями регулярной Российской Армии и милицейскими подразделениями, встать на защиту родной земли, своих семей, республики и всей Российской Федерации изъявили желание многие дагестанцы, организовав интербригаду.
Генерал Казанцев с пониманием отнесся к вооружению ополченцев. По его личному поручению в селе Новомехельта было организовано стрельбище, где инструктора обучали жителей района ведению боевых действий, и по его поручению после прохождения обучения ополченцы были вооружены.Более тысячи добровольцев записались в народное ополчение и были готовы, получив оружие, воевать с экстремистами.
Вооруженные ополченцы из числа военнослужащих запаса и местных жителей, которые совместно с подразделениями органов ВД РФ и РД выполняли оперативные и служебно – боевые задачи, участвовали в охране общественной безопасности, выявлении скрывшихся боевиков и их пособников на территории, прилегающей к району. Активно помогали федеральным силам и органам внутренних дел.
Более 60 ополченцев за мужество и храбрость, проявленные в боевых действиях, были награждены Орденом Мужества, медалью За заслуги перед Отечеством, за Отвагу, именным оружием, именными часами, грамотами.
Когда я ехал в штаб на своей машине, со мной был русский подполковник. Мы встретили на дороге старика- лакца, раненного в ногу. Он с открытым ранением шел пешком, нес белый флаг. Он 9 дней провел среди боевиков. Мы его отвели в санчасть, которая располагалась на поляне между селом Дучи и Новолакское, там ему быстро оказали первую помощь. Он рассказал нам, что боевики ушли из села.
14 сентября личный состав органов внутренних дел, ополченцы, при поддержке ВВ МВД РФ, вошли в населенные пункты Новолакское и Чапаево, приступили к зачистке, разделились на две группы. Я, Исрапилов Артур, Османов Ахмед оказались в одной группе.
15 сентября были освобождены от боевиков все ранее захваченные ими населенные пункты.
Сегодня, спустя 20 лет после разгрома и изгнания бандформировании с территории Новолакского района, мы преклоняемся перед мужеством и самоотверженностью жителей, которые первыми встали на защиту своей Родины с оружием в руках. Отдаем дань памяти тем, кто погиб во имя района и Дагестана, отстаивая свободу и конституционный строй республики. Стойкость жителей является ярким примером преданного служения Отчизне, образцом подражания для подрастающего поколения. Также главной победой сентябрьских событий 1999 года стало единство наших народов, бригады интерополченцев.
Нам всем нужно помнить и чтить подвиги и тот самоотверженный труд ополченцев, которые отстояли мир и покой на Новолакской земле».