К 20- летию вторжения международных террористов в Новолакский район

В этом году исполняется 20 лет с вторжения вооруженных бандформирований на Дагестанскую землю, в том числе и в Новолакский район.
Как складывалась обстановка с первых дней боевых действий, корреспонденты районной газеты «Голос времени» решили узнать из уст очевидцев – участников боевых действий.
Гасанов Гасан Бадавиевич из села Чапаево за проявленное мужество во время сентябрьских событий 1999 года в Новолакском районе был награжден «Орденом мужества».
Из рассказа очевидца:
«В августе 1999 года в Дагестан вторглись вооруженные до зубов банды боевиков. Боевые действия проходили в Ботлихском и Цумадинском районах. Так как Новолакский район граничит с Чечней, жители нашего района жили под страхом. Ходили слухи, что боевики войдут и в наш район. Люди продолжали сохранять спокойствие и жить обычной жизнью.
4 сентября в селе Чапаево сыграли четыре свадьбы, продолжение которых намечалось в следующий день. Но вместо свадьбы, жителей села ожидало сопротивление с боевиками.
Ранним утром 5 сентября по всему селу облетел слух, что в верхней части села расположились боевики — началась война. Недолго думая, все мужское население, старейшины, пожилые, молодые вышли к роднику (къабил кьулла) на окраине села. Мужественно держались наши мужчины , оружия было мало.
К нам вышел полевой командир, который представился Ахмедом Исрапиловым из Урус-Мартана. Я запомнил его имя, и в дальнейшем мне это пригодилось.
Начались переговоры местных жителей с боевиками. Мы смогли убедить их в том, что перевести в безопасное место жителей села еще не успели, что в селе находятся беззащитные дети, женщины и старики. И если боевики войдут в село, будет много жертв среди мирного населения. В это время в селе Новолакское шли бои с бойцами Липецкого ОМОНа на территории клуба и у здания районного ОВД. После беседы с нами, боевики ушли. Часть мужчин дежурила на окраине села, а часть была занята эвакуацией односельчан.
Наши ребята на грузовых автомобилях, под пулями перевозили людей к пунктам эвакуации. Сколько смогли, вывезли до вечера. Люди собрались у здания сельского Дома культуры.
Моя пожилая мама, жена , дети, сестра и другие родственники были у меня дома .
Вечером к собравшимся около клуба подошел глава администрации села, в то время Ахмедов Исмаил, и сообщил, что на подступах к селу опять появились вооруженные отряды. — Видимо, войны нам не избежать, что будем делать?
Когда я возвращался к Дому культуры, на соседней улице услышал призыв «Аллаху Акбар!». Появился отряд боевиков. Они стали требовать вывести их по главной дороге в районный центр. Допустить этого мы не могли. Боевики потребовали, чтобы один из нас подошел к ним, а остальных попросили отойти назад. В это время у меня в голове созрел хитрый план, и я подошел к ним. Я объяснил, что их люди утром пришли к нам, полевой командир Ахмед Исрапилов из Урус – Мартана и другой командир штаба обещали нам , что в наше село боевики не войдут. Я обещал боевикам вывести их к штабу. В то время я многое не соображал, я не думал о том, что будет со мной. У меня в планах было как можно дальше от села увести боевиков. Мы пошли сначала через нескошенные кукурузные поля. Боевики периодически выкрикивали «Аллаху Акбар!», и каждый раз к ним присоединялась группа боевиков. Вдоль обрыва, по границе с Чечней, были размещены пулеметные точки. Оказавшись один, среди целого полка боевиков, я начал думать о побеге. При первой попытке бежать, меня схватили и ударили прикладом автомата по ребрам. Ко мне приставили двух боевиков, и мы продолжили путь. Я решил провести их через лесополосу в направлении районного центра. План побега все равно не покидал меня. Я хорошо знал местность. Поставленную перед собой задачу я решил,- отвел боевиков на достаточно далекое от села расстояние.
Теперь надо сделать еще одну попытку спастись самому. Когда мы приблизились к обрыву, я прыгнул туда. Было довольно высоко. Я сломал ключицу и вывихнул руку.
Боевики не стали стрелять мне вслед. Теперь передо мной встала задача вернуться живым в село. Под утро следующего дня я добрался до дому. Родные думали, что меня нет уже в живых. Надо было спасать семью и добраться до ополченцев.
6 сентября услышав о том, что со мной случилось, в село вернулись мой брат Гасанов Аскандар и Омаров Билал. Ко мне подходили работники РОВД и говорили: «Ты знаешь, какой поступок ты совершил?».
До окончания боевых действий находился в Новокули, среди ополченцев. Оружие с района я не получал, достал для себя автомат.
Уверен, что если бы 5 сентября жители села Чапаево пропустили боевиков, еще хуже сложилась бы ситуация на Чапаевском блокпосту и в Новолакском РОВД.
Да, я получил «Орден Мужества» за заслуги во время боевых действий. Эту награду я заслужил своим поступком, но получил, благодаря жителям моего села. Интеллигенция села собралась и написала коллективное письмо на имя главы Правительства РД Магомедали Магомедова и Президента РФ Владимира Путина. Только спустя определенное время после этого письма, меня наградили».

19 июля 2019 года, 12:51

Администрация

Яндекс.Метрика